Муниципальное бюджетпое дошкольЕое образовательное учреждение детский сад ЛЪ 20 <<Теремою> у соглдсовано: Педагогическим советом Протокол заседания от 2.08.2022 г, Jф 2 мБдо еремок)) ТерПриказ l Программа дополнительного образования по проведенпю запятий в спортивных и фпзкультурпых секциях для детей 5_7 лет <<Юный баскетболист>> с. Чалтырь наименование дополнительного образования Основание для разработки программы Программа дополнительного образования по проведению занятий в спортивных и физкультурных секциях для детей 5-7 лет <Юный баскетболист>. 1.Конституция РФ (ст. 4З,72). 2. Федеральный закон кОб образовании в Российской Федерации> от 29.12.20 |2г. Jф273-ФЗ. З. Постановление Правительства РФ от 05.07.01 г. Ns 505 <Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг> (с изм.От 01.04.0З). 4.Приказ Минобрнауки <Об утверждении Порядка организации и осуществления- образовательной деятельности по основным общеобразовательным программа}4-образовательным программам дошкольного образования> от З 0.08,20 l 3 г. JФ l 0 1 4. 5.Письмо Минобразования от 02.06.98 г. Ns 89/34-1б <О реализации права дошкольного образовательного учреждения на выбор программ и педагогических технологий>>. б.Письмо Минобразования РФ от 14.03.00 г. JФ б5l2З16 <О гигиенических требованиях к максимщIьной нагрузке на детей дошкольного возраста исполнители программы Щель программы в организованньrх формах об1^lения>, 7.СанПиН 2.4.З648-20 <<Санитарноэпидемиологические требования к оргаIrизациям воспитания и обуlения, отдьlха и оздоровления детей и молодежи> от 28 сентября 2020 года J\l! 28. Педагогический работник, отвечающий за реализацию программы повышение уровня физической подготовленности воспитанников через обl^rение элементам игры <Баскетбол>>. Задачи программы Образовательная: - совершенствовать технику владения мJIчом, добиваясь естественности, легкости, точности, её выполнения; - стимулировать самостоятельной ежедневной деятельности; детей к двигательной - обогатить представлениJl воспитанников об игре <Баскетбол>>. ] развивающая: - повысить уровень физической подготовленности посредством использования (проведения) игровых упражнений с элементами игры <Баскетбол>. воспитательная: - совершенствовать выдержку, организованность, Ожидаемые конечные результаты самостоятельность, проявления инициативнос ти. К концу уlебного года у детей: - сформирована техника владения мячом, точность её в самостоятельной ежедневной выполнения двигательной деятельности; - повышен уровеЕь физической подготовленности; - организованность, развиты выдержка, самостоятельность, проявления инициативности. Организация контроля за реализацией Программы Срок реализации Программы Контроль за реализацией программы осуществJIяет Заведующий.ЩОУ Заместитель заведующего 2 1"rебных года J\Ъ Содержание п/п I ЦЕЛЕВОИ РАЗДЕЛ 1.1 ПояснительнЕUI записка 1.1.1 Щель и задачи Программы |.| .2 Значимые для разработки и 5 8 реаJIизации характеристики |.2. Программы 8 ГIланируемые результаты освоениrI Программы 13 |.2.| I-{елевые ориентиры дошкольного образования |.2.2 IJелевые ориентиры образования на 1з этапезавершениrI 13 дошкольного образования |.2.3. Педагогическая диагностика II 2.1. 14 СОДЕРЖАТЕЛЬНЫИ РАЗДЕЛ Описание образовательной деятельности и |7 содержание Программы 2.2. Комплексно-тематическое планирование III ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ з.1. Материально-техническое обеспечение Программы 30 з.2. Объем образовательной нагрузки ý^lебный план) 31 J ,J. Организация развивающей предметно-пространственной среды Iv 4,|. 25 31 НЫЙ РАЗДЕЛ онтроль за реаJIизацией программы 3 л/. 33 Список литературы 4 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ I. 1.1. Пояснительная записка .Щвижение - средство гармоничного рalзвития личности. Это не только путь к здоровью, но и к развитию интеллекта. Развитие двигательный умений и качеств имеют значительный диапазон и зависят не только от индивидуально-типологических особенностей ребенка, но и от условий воспитания: режим дня, бодрствованиrI, питания, занятия гимнастикой. Игровая деятельность в сочетании с дополнительными физическими нагрузками дают положительный оздоровительный эффект, который проявляется в снижении заболеваемости детей, повышении и ул)п{шении физического здоровья и физической подготовленности. Борьба с гиподин€lмией в детстве - важное звено в первичной профилактике ожирения, атероскJIероза, остеохондроза, ишемической болезни сердца и других хронических неспецифических заболеваний взросльж. Чем раньше будут приняты меры к сохранению и укреплению здоровья, тем они будут эффективнее. Приобщение к спорту с раннего детства дает человеку физическую закалку, воспитывает ловкость, четкость и быстроry реакции, повышает активность, рЕввивает чувство коллективизма. Большое место во всестороннем физическом развитии детей занимают спортивные упражнения (плавание, ходьба на лыжalх, катание на санках, велосипеде, коньках), а также элементы спортивных игр (баскебол, футбол, настольный теннис, бадминтон). видами спортивных упражнений имеет важное значение дJuI разносторонней физической подготовленности детей дошкольного возраста. Овладение всеми Акryальность настоящее время имеются недостаточные возможности заниматься физической культурой и спортом или просто быть физически активными в В повседневной жизни. Эффективность физического воспитания невысока: слабо занятиям мотивация формируются двигательнzц культура, интерес физической культурой. и 5 к индекс здоровь, воспитанников растет, увеличилось число воспитанников ни разу не болевших в течение года, снизилось число днеЙ (на 1 ребенка) пропущенньж по простудным заболеваниям. Но при этом необходимо отметить, что эти достижения не носят стабильный характер неизменного улr{шения. Так же не стабильны и другие показатели здоровья воспитанников в детском саду, что свидетельствует о необходимости создания программы, непосредственно направленЕой не только на оздоровление воспитанников, но и на приобщение детеЙ к физическоЙ культуре и спорту, как основополагающим аспектом здоровой и полноценной жизни дошкольников. .Ща, Проблема повышения эффективности физического воспитания детей дошкольного возраста, является чрезвычайно важной, та как именно в этот возрастной период закJIадываются основы физического потенци€rла человека, образ его булучей жизни. Какое место в системе ценностей займет физическая культура, станет ли она составной частью общей культуры личности решается в первые 5-7 лет. На современном этапе развития общества вьLявлена тенденция к }тудшению состояния здоровья в разньж регионах Российской Федерации и, в частности, в ростовской области. Таким образом, назрела ocTpEuI проблема поиска путей физического и духовного оздоровления дошкольников, эффективных средств развития двигательной сферы ребенка, развития интереса к движению как жизненной потребностью быть ловким, сильным, быстрым и выносливым, Качественные преобразования моторной сферы детей старшего дошкольного возраста происходят на основе совершенствования чувств и движений, развития двигательных способностей. .Щетям данного возраста надо предоставить возможность проявить свои способности, умениJI использовать свой двигательный опыт. Очень важно, чтобы при этом ребенок самостоятельно находил решение, проявлял инициативу, творчество. Очевидно значение спортивных игр для всестороннего развития ребенка, его физической подготовленности. Однако следовало выбрать ту игру, KoToparl позволила в большей степени добиться высокого уровIrя развития физических качеств у детей старшего дошкольного возраста. Выбор остановлен на спортивной игре своеобразнм комплекснаJI гимнастика. .Щети Игры с мячом - это упражняются не только в ловле <Баскетбол>>. мяча, забрасывании его в корзину, метании на дЕIльность и в цель, но и в ходьбе, беге, прыжках в высоту. Это способствует формированию у детей умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры. Упражнения с мячом оказывают положительное влияние на развитие такого 6 способности к точности в движении. Кроме того, эта игра может проводиться в физкультурном зале ДОУ, что делает ее акryальной региональных кпиматических условиях. в ,Щанная программа рассчитана для детей 5-7 лет, которые вскоре переступят порог школьного образовательного у{реждениJI. После освоения запланированного материала, дети смоryт продолжить заниматься в секции по баскетболу, т.е. д€чlьше развивать свои способности, имея первоначальную базу Программа предполагает перспективное планирование каждого занятиJI, а также использование физкультурных пособий, инвентаря, индивидуальных и групповых карточек - заданий, объединение в играх детей с разным уровнем развития и физической подготовленности (гибкость, сила, равновесие скоростно-силовая). Прилагается мониторинг физической подготовленности детей: тесты для оценки уровня физической подготовленности. Содержание образовательной области <<Физическая культура) направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностЕого отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач: (скоростных, силовых, гибкости, качеств рiввитие физических выносливости и координации); - накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями); - формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, Разумеется, о настоящем спорте в дошкольЕом возрасте еще рано говорить, но рЕвличные виды игр и развлечений с элементами спорта вполне доступны детям5-7лет. Проблемы и противоречия Проблема воздействия игр с элементами спорта на рaввитие двигательных способностей детей, аспекты обуrения элемеЕтам этих игр, построенного с учетом уровня развития и исходных данпых физического состояная каждого ребенка, а также конкретных природных условий нуждается в дальнейшей разработке 7 Необходимость изменений в организации и содержании обучения дошкольников 5-7 лет играм с элементами спорта подтверждается и изr{ением практики работы дошкольных 1^rреждений. С.Б. Шарманова, А.И, возрастные особенности дошкольников, Фёдоров анЕIлизируя условия реЕrлизации физического воспитания в дошкольных rrреждениях, пришли к определению: спорт в д ошкольном воспитании - это активное использование спо ртивнои еятельности. спорти вных технологии. соревновании и элементов спорта в образовательном проц ессе с целью фоомирования с ПОDТИВНОИ культуры, Исходя из этого, возникJIа идея: создать и внедрить в образовательный процесс .ЩОУ программу дополнительного образования, через обу^rение детей элементам игры <<Баскетбол>>, которая будет направлена и на оздоровление и на обогащение двигательного опыта детей. 1.1.1. Щель и задачп реализации Программы I-1ель: повышение уровня физической подготовленности воспитанников через об1^lение элементам игры <Баскетбол>. Задачи: Образовательная: совершенствовать технику владения мячом, добиваясь естественности, легкости, точности, её выполнения; - стимулировать детей к самостоятельной ежедневной двигательной деятельности; - обогатить представления воспитанников об игре <Баскетбол>. развивающая: - повысить подготовленности посредством уровень физической использования (проведения) игровых упражнений с элементами игры <Баскетбол>. восп итательная: _ совершенствовать выдержку, организованность, самостоятельность, проявления инициативности. 1.1.2. Значимые характеристики для разработки и реализации Проrраммы Характеристика образовательного r{реждениrl Учредитель Оmdел образованuя Мяснuковскоео района 8 Тип образовательного ,Щошкольное образовательное r{реждение }п{реждениJI наименование Муниципальное бюджетное дошкольЕое образовательного учреждения образоватепьное учреждение детский сад Ns 20 <Теремок> Вид .Щетский сад Статус r{реждения Юридический адрес Муниципальное Российская Федерация, Мясниковский район, Гайламазяна 19/2 Ростовскм область, село Чалтырь, ул. В том числе характеристика особенностей детей дошкольного возраста: ряд видов деятельности, таких как игровая, вкJIючая игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), и двигательнм (овладение основными движениями) формьт активности ребенка, 9 Харакгеристлlка особеппостей развития детей дошкольного возраста (5лет - 7 лет) 5 лет- 6 лет .Щвижения шестилетнего ребенка более осознаны и носят преднамеренный характер. У него р€ввивается способность понимать задачу инструктора, выполнять указания, определяющие заданный способ. Щети обращают внимание на особенности разучиваемых упражнений, пытаются понять, выяснить, почему следует делать их так, а не иначе. .Щети обладают умением планировать свои практические и игровые действия, стремясь к результативности. .Щети этого возраста начинают упражняться в движениях по своей инициативе, многократно их повторять без напоминаний, пытаясь освоить то, что не получается. В старшем возрасте развиваются двигательные качества: скоростно - силовые, ловкость, выносливость Внимание детей становится более устойчивым и произвольным. Они моryт заниматься не очень привлекательным, но нужным делом в течение 20- 25 мин вместе со взрослым. Ребёнок этого возраста уже способен действовать по правилу, которое задаётся взрослым. Объём памяти изменяется не существенно, улучшается её устойчивость. При этом для запоминания дети уже моryт использовать несложные приёмы и средства. Повышаются возможности безопасности жизнедеятельности ребенка 5-6 лет. Это связано с ростом осознанности и произвольности поведения, преодолеЕием эгоцентрической позиции (ребёнок становится способным встать на позицию лругого). Развивается прогностическая функция мышления, что позволяет ребёнку видеть перспективу событий, предвидеть (предвосхищать) близкие и отдалённые последствия собственных действий и поступков и действий и поступков других людей. 10 блет7 лет Ребенок на пороге школы (6-7 лет) обладает устойчивыми соци€rльно-нравственными чувствами и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляет себя как субъект деятельности и поведения. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребёнка зависит от её привлекательности для него. Внимание маJIьчиков менее устойчиво. В 6-7 лет у детей увеличивается объём памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объём информации. .Щевочек отличает больший объём и устойчивость памяти. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мыIrlпения, которое позволяет ребёнку решать более сложные задачи с использованием обобщённых наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщённых представлений о свойств.tх различных предметов и явлений. flействия наглядно-обр€}зного мыrrlпения (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребёнок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиJIм даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия сериации и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления всё более активно вкJIючается речь. Использование ребёнком (вслед за взрослым) слова для обозначения существеЕных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. 6-7 годам продолжается дальнейшее развитие моторики ребёнка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длиЕа, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребёнок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По ганизовывать подвижные игры и простейшие соревнованиrI собственной инициативе дети мо К 11 со сверстниками. На седьмом году жизни у ребенка возрастает способность к различению пространственItого расположения движущихся предметов. .Щети этого возраста различают скорость, направление движения. Они руководствуются мотивами достижения хорошего качества движений. При выполнении трудногО заданиЯ увеличиваетСя проявление волевых усилий. или иным щети понимают значение упражнений, проявляют личные интересы, вкусы к тем с мячом и т.д.). Ко упражненияМ (кто-тО любиТ бегать И прыгать, а кто-тО выполнятЬ упражнения времени поступления в школу дети данного возраста должны обладать крепким здоровьем, хорошим физическим рiввитием' умением сохранять правильную осанку. Все это поможет ему быстро вкJIючиться в новый для него режим школьной жизни. 12 Планируемые результаты освоения Программы 1.2.1. Щелевые ориентиры дошкольного образования 1.2. Специфика дошкольного детства и системные особенности дошкольного образования делают неправомерными требованиJI от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательЕых достижений. Поэтому результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социаJIьно-нормативные возрастные характеристики возможньIх достижений ребенка на р€вных возрастных этапах дошкольного детства. Щелевые ориентиры выступают основаниями преемственности дошкольного и начыIьного общего образования. При соблюдении требований условиям реz}лизации Программы настоящие целевые ориентиры предполагЕIют формирование у детей дошкольного возраста предпосылок уlебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования, к 1.2.2, Щелевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования - ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности. Способен выбирать себе род занятий, у{астников по совместной деятельности; ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, )частвует в совместных играх. Способен договариваться, r{итывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватЕо проявJIяет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает воображением, которое ре€rлизуется в pEtзHbIx видalх деятельности и прежде всего в игре. Ребенок владеет разными формами и видами игры, ра:}личает условн},ю и реaшьн},ю ситуации, следует игровым правилам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может высказывать свои мысли и желания, использовать речь для выражениJI своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выдеJUIть звуки в словах, у ребенка скJIадываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупнЕuI и мелкаrI моторика. Он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальЕым нормам поведениrI и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведениJI и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реаrIьности, обладает начаJIьными знаниrIми о себе, о - природном и социальном мире, в котором он живет. Знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п. Способен к принятию собственных решений, опираrIсь на свои знания и умеЕия в различных видах деятельности. 1.2.3. Педагогическая диагностпка Работа по обуlению детей старшего возраста спортивной игре <Баскетбол> посредством подвижных игр с элементами спорта начинается с оценки реч}льного уровня готовности детей к овладению двигательного навыка, т.е. выявление уровня развития двигательных навыков на нач€lльном и конечном этапе. Содержание Уровень физической подготовки Сроки проведениJI: сеЕтябрь - октябрь, апрель- май Старшие группы Методика проведения Тест <<Серпантин> (ловкость) Бег между игроками Прыжки в высоту с места (количественные показатели, сила) технпкотакгическая подготовка Броски мяча в корзину рассто яние 3 метра, высота кольца -2 метра(глазомер, силу броска) Игра <Играй, играй мяч не Игра <Играй, играй мяч не .Щети свободно играют с теряй> мячом. После сигнала теряй>> ребенок должен как можно Щель: определить умения Щель: выявить умения детей быстрее поднять мяч вверх находить свободное место на управлять N[ячом, сJIушать или правильно держать мяч, сигнЕUI, и играть с ним не площадке, слушать сигнаJI, или принять стойку мешаJI товарищу определить умения управлять баскетболиста. мячом и играть с ним не мешбI товарищу На конец eodc., ребенок На конец zola., ребенок должен должен по сигнаJIу по сигнаJIу выполнять движеншl выполнять движения из из игры: ведение мяча на месте, игры: ведение мяча в беге, выполнять бросок мяча вверх, в между предметами стену забрасывать мяч в корзину, ,Щети делятся на тройки. <Поймай мяч> <<Поймай мяч>> 15 Перебрасывают мяч в парах. Третий стоящий между ними должен поймать или коснуться мяча рукой Выполняют движения перед броском стоя на месте: подбрасывают вверх и ловят, отбивают Выполняютдвижения перед броском: отбивают в беге, делают обманные движениJ{, повороты вокруг себя Перед перебрасыванием <<Меткие стрелкиD Прокатывание мяча в прямом направлении стараясь сбить кеглю <Сбей кеглю> Попадание мячом в обруr 3 раза Расстояние от ребенка до Ни разу - низкий Ведение мяча на месте правой и левой рукой Щель: выявить умения детей вести мяч правой и левой рукой, меняя направление передвижениrI, проверка ориентировки в обруlа Ведение мяча в движении, со сменой направления 5 раз сбил - высокий - средний З ме,тра Ог 10-браз-высокий уровень От 5-3 раз --средний Ни разу - низкий пространстве. Игра <МотоцикJIисты)) I {ель: определить умение детей видеть площадку Нравсгвенпо волевая Проведение игр на умения детей действовать вдвоем, втроем, командой II. СОДЕРЖАТЕЛЬЕЫЙ РАЗДЕЛ 2.1. Описание образовательной деятельности и содержание Программы Содержание Программы обеспечивает развитие лиЕIности, мотивации, способностей детей и охватывает следуощую структурную единицу, представляющую (Приказ Минпросвещения России от 09,1 1.2018 Ns l96 фед. от 30.09.2020) (Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным образовательным программам)) - физическое развитие. Содержание образовательной области <Физическое развитие) зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей, определяется цеJlями и задачами Программы. Содержание Программы отражает следующие аспекты образовательной среды для ребенка дошкольного возраста: ) предметно-пространственнаrI рЕ}звивающая образовательная среда; 2) характер взаимодействия со взрослыми; З) характер 1 взаимодействия с другими детьми. Содерясание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательной области <<Физическое развI|тие>> Основные цели и задачи образовательной области <<Физическое развитие)> Физическая культура. Сохранение, укрепление и охрана здоровья детей; повышение умственной и физической работоспособности, предупреждение утомлениJI. Обеспечение гармоничного физического развитиJI, совершенствование 1мений и навыков в основных видах движений, воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки. Формирование потребности в двигательной деятельности. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности, способности к ежедневной самоконтролю, самооценке при выполнении движений. Развитие интереса к }п{астию в подвижных и спортивных играх и физических упражнениях, активности в самостоятельной двигательной деятельности; иIrтереса и любви к спорту. 17 Старшпй возраст (56 лет) продолжать формировать правильн},ю осанку; умение осознанно выполнять движениrI. СовеDшенствовать двигательЕые умения и навыки детеи. Развивать быс,гроry, силу, выносливость, гибкость. от опоры. Закреплять умение легко ходить и бегать, энергично отт€uIкив€uIсь учить бегать нап ерегонки, с преодолением препятствий. Учить лазать по гимнастической стенке, меняя темп. у чить прыгать в длину, в высоту с разбега, правильно разбегаться, оттаJIкиваться и приземляться в зависимости от вида прыжка, прыгать на мягкое покрытие через длинн;rю скакшIку, сохранять равновесие при приземленииучить сочетать замах с б роском при метании, подбрасывать и ловить мяч одной рукой, отбивать его правой и левой рукой на месте и вести при ходьбе. Учить ходить на лыжах скользящим шагом, подниматься на склон, спускаться с горы, кататься на двухколесном велосипеде, кататься на самокате, оттаJIкив€l]ясь одноЙ ногоЙ (правой и левой). Учить ориентироваться в пространстве. учить элементам спортивных игр, играм с элементами соревнования, играм-эстафетам. помогать взрослым готовить физкультlрный инвентарь к занятиям ПриуT ать физическими упражнениями, убирать его на место. попцерживать инт ерес детей к рiвличным видам спорта, сообщать им некоторые сведения о событиях спортивной жизни страны. Подвижные игры. продолжать у{ить детей самостоятельно организовывать знакомые подвюlffiые игры, проявляя инициативу и творчество. 18 Воспитывать у детей стремление }п{аствовать в играх с элементами соревнования, играхэстафетах. 19 .Щошкольны Фор миDовать потребность в ежедневной двигательной деятельности. й возраст (б- Со шенствовать те хнику основных движеЕий, добиваясь естествеIIности, легкости, точности, выразительности их выполнения. 7 лет) закреплять умение соблюдать заданный темп в ходьбе и беге. Учить сочетать разбег с отт€Lпкиванием в прыжках на мягкое покрытие, в длину и высоту с разбега. обиваться активного движения кисти руки при броске. Учить перелезать с пролета на пролет гимнастической стенки по диагонаJIи. Учить быстро перестраиваться на месте и во время движения, равняться в колонне, шеренге, круry; выполнять упражнения ритмично, в указанном воспитателем темпе. Развивать психофизические качества: силу, быстроту, выносливость, ловкость, гибкость. Про олжать чпD ажнять л етей в статическом и динамическом равновесии, развивать координацию движений и ориентировку в пространстве. Закреплять Itавыки выполнения спо ртивных упражнении. Учить самостоятельно следить за состоянием физкультурного инвентаря, спортивноЙ формы, активно участвовать в )ходе за ними. обеспечивать ра:}ностороннее развитие личности ребенка: воспитывать выдержку, настойчивость, решительность, смелость, организованность, инициативность, самостоятельность, творчество, фантазию. 2о продолжать ччить л етеи самостоятельно организовывать подвижные игры, придумывать собствеt{ные игры, варианты игр, комбинировать движения. поддерживать инте рес к физическоЙ культуре и спорту, отдельным достижениям в области спорта. Подвижные игры. учить использовать разнообразные подвижные игры (в том числе игры с элементЕll\,Iи соревнования), способствующие рЕввитию психофизических качеств (ловкость, сила, быстрота, выносливость, гибкость), координации движений, умения ориентироваться в пространстве; самостоятельЕо организовывать знакомые подвижные игры со сверстниками, справедливо оценивать свои результаты и результаты товарищей. Учить пр идумывать варианты игр, комбинировать движениJI, проявляя творческие способности. развивать и нтерес к спортивным играм и упражнениям (городки, бадминтон, баскетбол, футбол). 21 программа предполагает использование игр и упражнений в комплексе с другими физкультурно-оздоровительными мероприJIтиями, ориентирована на формирование у детей самостоятельности, самоконтроля, умения деЙствовать в группе сверстников, заботиться о своем здоровье. .Щиагностика физической подготовленности (нача_llьный этап) Задачи обуrения: - старшие группы; - подготовительные группы Условия дифференцированного об5rчения Содержание обучения оФп НравственноволевuIя [Г"*пrпоru*rическ€uI Щоматттнее задание [иагностика ф изической подготовленности (конечный этап) 22 Содержание обучепия В содержание структурно-функциона;rьной модели процесса обуления входит: Общая физическая подготовка - ОФП, включает в себя разностороЕнее воспитание физических качеств, повышение общего уровня функциональных возможностей организма и развитие физической работоспособности. Технико-тактическЕuI подготовка. Техника представляет собой более или менее совершенные способы выполЕениrI соревновательных действий, а тактика является формой объединения всей совокупности данных действий в процессе достижения соревновательной деятельности. Нравственно - волевая подготовка. Игра вдвоем. Зависимость успеха игры от взаимодействия членов команды. Игра вдвоем. Как нападать и защищать свое кольцо. Что нужно сделать, чтобы победить? Почему команда проигрывает? Вызвать желание самостоятельно осваивать элементы игры в <<Баскетбол>. Все виды разделов данных спортивных подготовок рtвделены весьма условно, так как они находятся в тесной взаимосвязи. Отсюда и вытекает, что обуrение детей дошкольного возраста играм с элементами баскетбола нет отдельного выделения той или иной подготовки, Основные задачи обучепия Старший дошкольный возраст Подготовительный возраст (5-6 лет) (6-7 лет) Познакомить детей с игрой баскетбол Формировать умениJI действовать с мячом Разl^rить элементы техники игры в баскетбол: стойка, ведение мrIча на месте, в движении; действиям с мячом для усвоения приемов передачи, ловли, и бросков мяча в корзину Способствовать развитию координации движений, гл€вомера, ловкости, быстроты. разl^rить правила игры, познакомить с площадкой Учить детей овладению основами игры. Совершенствовать технику владения мячом (ведение. передача. забрасывание в кольшо): развивать к оординацию движений, ыстроту реакции, глазомер, силу оспитывать выдержку, 2з Воспитывать уI!{ение играть в парах не мешм товарищу целеустремленность, решительность в деЙствиях Условия для дифференцированного подхода к обучению проведение занятий предполагает индивидуально дифференцированный подход к обучению старших дошкольников элементам спортивной игры в баскебол. Реализация данного подхода зависит от уровнJI Организация и физической подготовленности (высокий, средний и низкий) и физического р€ввития (группа здоровья, антропометрия, темп, гармоничность) детей путем использованиJI на разных этапах обучения: -Мячей разЕого рЕвмера и диаметра -Расстояния при работе с мячом в парах (от 1 до 2,5м) .Щозировкой физической нагрузки при подборе игр и игровых упражнений -Подбором индивидуЕIльных заданий по развитию тех или иных качеств Технология реалпзацпи программы по развштt|ю двигательных умений и навыков в процессе обучения элементам игры в баскетбол ,Щети6-7лет ,Щети5-6лет 24 Проводятся упражнеЕия и игры, которые готовят детей к усвоению технике передачи, ловле, ведения мяча, а также бросков в корзину. На первом этапе, начаJIьном, больше внимания уделяется разнообразию упражнений. Особое значение имеют такие игры, которые помоryт детям по отдельности или в парах действовать с мячом. Лишь после того, как дети начнут свободно обращаться с мячом, действовать с ним, вводятся подготовительные упражнения и игры по обуrению ловле - передаче мяча. .Щействия по перебрасыванию мяча привычны для детей, являются подготовительными к обуrению броскам мяча в корзину. После этого предлагаются упражнения, связанные с обl^rением ведениrI мяча в сочетании с упражнениями и играми с бросками мяча в корзину, Идет обучение определенной технике передачи, ловли, ведения и бросков мяча, Постепенное усложнение систематичным достигается включением их в занятия: - в упражнениях - на месте, затем в движении, с дополнительными задаЕшIми, в сочетании разЕых действий с мячом и без мяча; - в играх - усложняя действия с мячом и взаимодействия игроков между собой. При закреплении навыков действий с мячом меняются условия их выполнениjI. Смена упражнений и игр обеспечивает разнообразие, эмоциональность их проведения, а повторность позволяет увеличивать двигательн}.ю активность в течение занятия 25 2.2. Комплексно-тематпческое планпрование Упражпепия п пгры, подготавливающие к Упражнения п пгры с передачей мяча 5-б лет б-7 лет обученпю технпке передачп и ловлп мяча месяц сентябрь Первоначальное обучение бросание мяча вверх и ловля двумя(одной) рукой - бросание вниз пред собой и ловJuI двумя (одной) рукой перебрасывание мяча партнеру (удобным способом) перебрасывание мяча правой и левой рукой, ловля его двумя руками Игры: <играй, играй. Мяч не теряй>, <Сделай фиryру> октябрь Первоначальное обучение передача мяча двумя руками от груди в стенку и ловля его передача мяча двумя руками от груди стоя на месте, парами передача мяча двумя руками от груди при движении парами - передача мяча одной рукой от груди в движении после ловли его Игры: <10 передач), <<Мяч водящему>> 6-7 лет 5-б лет у zлvбле н ное Dазчч uванuе dейс mвuй - бросание мJIча вверх с ударом об пол и ловля его двумя руками zб уzлчбленное разучuванLле dейсmвuй передач мяча в шеренге, по кругу (вправо, влево) передача мяча в тройках,, пятерках - бросание мяча вверх с хJIопком перед собой и ловля его - бросание мяча вверх с хJIопком за спиной и ловля его Игры: <<Вызов по имениD, <<Подвйжнм цель>>, <Мяч водящему> ноябрь - передача мяча в колонах с переходом в конец своей, а затем противоположной колонны Игры: <Успей поймать>>, <<Гонка мячей по кругу>, Со С о в е рш е не цll рвqtц|е цqвцц8в удары мячом об пол с хJIопком в ладоши, - передача мяча парами при противодействии защитника поворотом вокруг себя и ловля его Игры <Поймай бросание мяча из-за головы вдаль, через сетку (двумя руками) передача л[яча fiо круry вправо, влево произвольным способом Игры: <У кого меньше мячей>>, <Поймай мяч>, <<За мяч>>. <<Займи свободный кружок)) мячом>>, <<Обгони мяч>> Упражненпя, подготавJIпвающпе к ведеппю мяча лекабрь нсmвованuе HaBblKoB П ер в о н ач альн о е о бу ч е нuе - удары мячом об пол одной рукой и ловля двумя из положения стоя, при ходьбе Упражнения и пгры с ведением мяча Первоначальное обучение - ведение мяча а месте дение мяча вокруг себя дение мяча, продвигмсь вперед ы: <<Мотоциклисты>, (Скажи, какой - Удар мячом об пол правой рукой и ловля его левой, а потом наоборот 27 цвет>>. январь Углубленное разучивание действий отбивание мяча на месте правой и левой рукой ведение N[яча в движении правой и левой рукой ведениеб мяча на месте с последующей передачей мяча двумя руками (произвольный способ) февраль Совершенствование навыков ведение MFIa на месте поочередно правой, левой руками ередование подбрасывания мяча с ударами об пол едение мяча, ударяя ладонью (произвольный способ) Упражнепия и игры, подготавливающие к броску мяча в корзину 2а Углубленное разучивание действий - ведение мяча с изменением: а) направления передвижения б) скорости передвюкения в) высоты отскока мяча ведение мяча правой и левой рукой и остановка ведение мяча, остановка и передача с о в epuleHc mво в анuе н ав bl ко в Игры: <Вызовы по номерам>>, <<Ведение мяча парами), <<Ловец с мячом>, <Эстафета с ведением мяча> Упраяснения п игры с бросками мяча в корзину март Первонача.пьное обучение Первонача.,,tьное обучение перебрасывание мяча через сетку, бросок мяча в корзину(поставленную на пол) натянутую выше головы ребенка произвольным способом метание мяча в обруч, расположенный на полу (расстояние 2-2,5 м) снизу, сверху, из-за головы Игры: <У кого меньше мячей>, <<Мяч в корзину) удобным способом бросок Illяча в цель (высота 1,5м) двумя руками от цуди с места через сетку бросок мяча в корзину от груди с места Игры: <Чья команда больше> <<5 ап рель Уzлубленное разучuванuе dейс mвuй уzлvбленное рсвучuванuе dейсmвuй - метание в баскетбольный щит (размер 90см), с установкой на рzц}ной высоте - l20- - бросок мяча в корзину после ведения (фиксация остановки) - бросок мяча в корзину одной рукой от плеча после его ловJIи удары мяча об пол и броски его в баскетбольный щит маи с о Beptae нс mвованuе нав blkoB Игры: кМетко в корзинуD, <<Чья передач> команда больше> Совершенствование навыков Игры: <Бросание мJIча в парах>, <<Метко в корзину) Сочетание действий: ловли - бросков мJIча, ведения - бросков мяча, ловли - ведения, ведения - передачи Игры: <Мяч ловцу>, <Мяч капитану> 29 Примерное планирование работы с родителями месяц l квартал (сентябрь, о ктябрь, ноябрь) 5-6 лет б-7 лет -родительское собрание <<Особенности физического развития детей> -круглый стол <<О спортивной секции>) -!,ень открытых дверей 2 квартал - открытый показ <<Школа мяча)) (лекабрь, я н варь, февраль) - физкультурный праздник посвященньlй !,ню защитника отечества -родительское собрание <Физическая готовность детей к школе)) - крlтлый стол <<О спортивной секции)) -.Ц,ень открытых дверей -Информация в уголок <<Что спортсменах> читать - физкультурный праздник посвященный !ню защитника Отечества 3 квартм -домашнее задание (март, апрель, -фото-коллаж <Наши успехи в спорте) (фото с секчии) май) III. Организацrrонный раздел 3.1. Материально-техническое обеспечение Материально-техническое Программы обеспечение реЕrлизации Программы, обеспеченность методическими материсrлами и средствами обуlения и воспитания отвечает: -санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам; -правилам пожарной безопасности; -возрасту и индивидуаJIьным особенностям рiввития детей; -оснащено уrебно - методическим комплектом. .Щля реализации данной программы в дошкольном образовательном )пrреждеЕии созданы максим€шьные условия: оборулован спортивный зал необходимым спортивным инвентарем и оборудованием. 30 о 3.2. Объем образовательной нагрузки (учебный план) количеств наименование услуги Форма проведени Программа дополни:гельной образовательной усл)те по проведеЕию занятий в спортивной секци и для детей 5-6 лет Групповм о детей .Щлительност ь занятия 40 з0 (мин.) я количество занятий на одну группу в в в го меся недел ю ц д 2 fi 72 исполнител ь Инстрlктор по ФИЗо-М.,1983., <<Спортивные игры и упражнения а детском саду)) - 2, З. 4. 5. М., 1992 Бальсевич В.К., Королева М.Н., Майорова Л.Т <Развитие быстроты и координации движений у детей 5-7 лет llТеорпя и практика физической культуры// l986,Ns 10> Волошина Л.Н. <Играйте на здоровье!>- М, 2004 Зинин А. <Первые шаги в баскетболе>>, M.,l974 Стонкус С. <Мы играем в баскетбол> - М., 1984 зз Прпложепие .Щанные правила изr{аются с детьми старшего дошкольного возраста 1 в ходе обу{ения технико-тактической подготовки, во BpeMrI выполнения упражнения или во время игры Правила держания мяча 1 мяч держи на уровне груди 2 руки согни, п€шьцы держи широко з 1 локти опусти вниз, мышцы расслабь ошuбкu: узкое расположение пальцев на мяче, разведение локтей в стороЕы, удержание мяча высоко Пуmu uсправленuя: контроль за широким расположением паJIьцев, не закрывать лицо мячом Правпла ловлп мяча Мяч лови кистями рук, не прижимай к груди, продвигtшсь навстречу летящему мячу Не задерживай мяч в руках, быстро действуй с ним ошuбкu: стремление зажать, обхватить мяч руками, узкое расположение пальцев и ловля мяча напряженными кистями рук; прием мяча без амортизирующего движеншI Пvmu uсправленuя: следить, чтобы движение рук было прямо навстречу мlIчу с широко разведенными пальцами, ловить мяч расслабленными кистями рук с послед}.ющим отведением их назад и сгибание рук в локтяхПравила передачи 1. мяча 2. Локти опусти вниз Бросай мяч на уровне груди партнера З. Сопровождай оluuбкu: мjIч взглядом и руками не правильная стоика - плотно сжатые и прямые ноги; чрезмерное р€введение локтей в стороны. Пvmu uсправленлlя: контроль за постановкой ног (незначительный присед); за тем, чтобы руки, согнутые в локте, касались туловища 1. Правила ведения мяча Не бей по мячу, толкай его вниз 2. Веди мяч вперед - сбоку, а не перед собой З. Смотри вперед, а Ее на мяч оluuбкu: сильный накJIон туловища вперед, ноги прямые; удары по мячу расслабленной ладонью, узкое положение пальцев: ведение мяча перед собой Пуmu uсправленuu: контроль за правильной стойкой, толкать мяч вниз кистью руки, за счет сгибания и разгибания ее в локтевом суставе мягкого направляющего толчка п€шьцами; контроль за расстановкой пальцев; 34 посылать мяч вперед - в сторону предстоящего движеЕия Правпла броска мяча в корзину 1. Бросая [яч не опускай голову, сопровождай его руками Смотри в передний край кольца (если стоишь перед корзиной). Если сбоку от кольца, то бросай с отскоком от щита (целься в ту точку, в котор},ю хочешь попасть мячом) олuuбкu: не верное и.п. Еог и рук, их несогласованность; выпуск мяча без ластия кисти рук, а также усилием плеча соблюдение за правильной стойкой, при броске енuя: Пvmu одновремеЕное выпрямление руки и ноги (после выпуска мяча кисть руки сгибается) 2. з5 ПD ultoHceHue2 Методические рекомендации по обучению технике спортивной игры баскетбол. В баскетболе большое значение имеют техника перемещения и действия с мячом, Техника перемещеншI. Следует наl^rить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку баскетболиста. Она состоит в следующем: ноги согнуты в коленях и расставлены на ширине плеч, одна из них выставлена на полшага вперед. Тело накJIонено вперед, тяжесть его распределяется paBнoмeplro на обе ноги. Руки согнуты в локтях. Передвигается ребенок по площадке бегом в сочетании с ходьбой, прыжками, остановками и поворотами, приставным шагом. У дошкольников легче поJryчается остановка двумя шагами, чем прыжком. Остановка двумя шагами начинается с от,гЕuIкивания одной ногой. Ребенок делает удлиненный спорящий шаг и, немного отклонившись на опорн}.ю ноry, выполняет второй шаг. Щействия с мячом. Прежде всего, необходимо выработать у детей определенные умения обращаться с MJI.IoM, ощущать его свойства и производить движения в соответствии с ними. Поэтому на начальном этапе обуlения целесообразно упражнять детей в разнообразных действиях, а также стимулировать свободные игры с мячом в самостоятельной двигательной деятельности, не ставя целью отработку техники этих действий. Очень важно в игре правильно держать мяч. Исходное положение держать мяч на уровне груди двумя руками. При этом руки - локти опущены вниз, кисти рук сбоку мJIча, пЕIльцы широко должны быть согнуты, расставлены, -----t Рис а ---+ 33 Ловля мяча. Необходимо r{ить детей встречать l'rяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев как бы половину полого шара, в который должен поместиться мяч. Ребенок следит за полетом мяча и, как только мяч прикоснется к 36 кончикам пальцев, должен захватить его и подтянуть к себе амортизирующим движением фис. 33). При этом одновременно надо сгибать ноги так, чтобы принять положение исходной стойки. Передача мяча. Одновременно с ловлей мяча необходимо обуrать детей передаче его двумЯ рукамИ с места, а в дальнейШем в движеНии, При передаче ребенок на грудь и, разгибаrI вниз должен описать мячом небольш}.rо дуry к туловищу руки вперед, от себя послать мяч активным движением кисти, одновременно р€вгибм ноги (рис. 34). Такая техника передачи мяча осваивается детьми постепенно. Ведеппе мяча. На начальном этапе обучения детям пятилетнего возраста более доступно ведение мяча с высоким отскоком, потому что оно не требует низкой стойки. Затем появляется возможность научить ребенка передвигаться на полусогнутых ногах. И наконец, он осваивает ведение мяча с обычным отскоком по - прямой; с изменением направлений. - - При ведении мяча дети приучаются передвигаться на слегка согнутых ногах, накJIоняя тело несколько вперед. Рука, ведущая мяч, при этом согнута в локте, кисть со свободно расставленными пальцами накладывается на мяч сверху и от себя. Толчки мяча игрок выполняет несколько сбоку от себя, равномерно, согласованно, с передвижением фис. 35) Броски мяча в корзину. При обучении дошкольников броскам мяча в корзину, можно ограничиться привитием им навыков броска двумя руками от груди и одной рукой от плеча. з7 Бросать мяч в корзину дв}мя руками от груди с места следует из такого же исходного положения, как и при передаче мяча. Удерживая мяч на уровне груди, ребенок должен описать им небольrrrуrо дуry вниз на себя и, выпрямляя руки Ряс, 36 вверх, бросить его с одновременным разгибанием ног (рис. Зб) , Кисти и пальцы при этом мягким толчком направляют мяч в корзину. Бросок мяча в корзину после ведения или после ловли его, когда ребенок поФ4Iает мяч, выбегаJ{ к щиту, чаще всего производится одноЙ рукоЙ от плеча. .ЩетеЙ шести семилетнего возраста целесообрЕвно учить бросать мJIч одной рукой от плеча с фиксацией остановки. При броске одной рукой от плеча с места одна нога выставляется на полшага вперед. Мяч находится на ладоЕи согнутой в локтевом суставе бросающей руки и придерживается другой рукой. Разгибая ноги с одновременным выпрямлением руки с мячом вверх - вперед, ребенок мягким толчком кисти направляет мяч в корзину. Подвижные игры За мячом. .Щети образуют несколько команд, каждаJI команда выбирает водящего. Команды делrIтся пополам и становятся в колонны одна против другой на расстоянии 2-З м. После сигнала водящий бросает мjIч стоящему первым в противоположной колонне ребенку, а сам бежит вслед за мячом. Поймавший мяч также передает его напротив стоящему и отправляется за мячом. Игра заканчивается тогда, когда все игроки возвратятся на свои места, а мJIчи -водящим. Выигрывает та команда, которЕrя быстрее заканчивает игру. Поймай мяч. .Щети делятся по трое. .Щвое из них располагаются друг против друга на расстоянии 3---4 з8 м и перебрасывают мяч между собой, Третий становится между ними и старается поймать мяч или хотя бы коснуться его рукой. Если это удается, он меняется местами с тем, кто бросил мяч (рис. 37). Можно предложить детям перед броском выполнить какое-либо движение: бросить мяч вверх, вниз, поймать его, вести мяч на месте и т. д. Кого пазвали, тот ловит мяч. .Щети ходят или бегают по площадке. Воспитатель держит в руках мяч. Он называет имя одного из детей и бросает мяч вверх. Названный должен поймать мяч и снова бросить его вверх, н€ввав имя кого-нибудь из детей. Бросать мяч надо не слишком высоко и в направлении ребенка, имя которого называют. Борьба за мяч. ,,Щети делятся на равные по числу команды и располагаются на площадке для игры в произвольном порядке. Одному из играющих дается мяч. По сигнаIry дети стараются быстрее выполнить 5-10 передач между своими игроками. За кажд}.rо передачу команда получает очко (счет ведет воспитатель). Игра продолжается 5-8 мин. Выигрывает команда, набравшая больше очков. Игроки каждой команды имеют отличительные знаки определенного цвета. У кого меньше мячей. .Щети образуют две равные команды. Каждая из них берет по нескольку мячей и располагается на своей половине площадки (площадка р€вделена сеткой, подвешенной на уровне 130-150 см). ,Щети обеих команд после сигнала воспитатеJuI стараются перебросить свои мячи на площадку противника. Выигрывает команда, на площадке которой после второго свистка находится меньше мячей. Мяч ведущему..Щети делятся на 4-5 групп, каждЕц образует свой круг диаметром м. В центре каждого круга водящий с мячом. По сигналу водящие поочередно бросают мяч своим игрокам, стараясь не уронить, и получают его обратно. Когда мяч обойдет всех игроков круга (1-3 раза), водящий поднимает его вверх. Побеждает команда, меньшее количество раз уронившаrI мяч. Мяч в воздухе. Играющие образуют круг и становятся на расстоянии вытянутых в стороны рук, водящий находится в середине круга. Стоящие в кругу начинают перебрасывать друг друry мяч, не давая возможности водящему коснуться его. Водящий, бегая в середине круга, стремится дотронуться до мяча, когда тот находится в возд)хе, на земле или в руках у кого-либо из играющих. Если ему это удалось, он меняется местами с игроком, который последний держал мяч в руках. Перелал садись. .Щети образуют несколько команд, каждая команда выбирает капитана. Команды становятся в колонны за линией старта. Капитан каждой команды с N,tячом в руках становится напротив своей команды на расстоянии 2-3 м от нее. По сигналу воспитателя капитан передает мяч первому игроку колонны, который ловит его, передает обратно капитану и приседает (рис. 39). Капитан таким же образом передает мяч второму, затем третьему и всем ост€uIьным игрокам. 4-5 - - 39 Каждый игрок после передачи мяча капитану приседает. Когда мяч передан капитану последним игроком, капитан поднимает мrtч вверх над головой и вся команда быстро встает. Выигрывает та команда, KoTopEuI раньше выполнила задание. Если игрок не поймал мяч, то он обязан за Еим сбегать, верЕуться на свое место и передать мяч капитану. Перестрелка. В середине площадки проводят линию, деJulil{ую ее пополам. В l520 шагах от центра с двух сторон чертят еще по одной линии (плен). Играющие делятся на две команды, которые свободно ра:}мещаются кажд€ц на своем поле. Руководитель, стоя в середине площадки, перебрасывает мяч. Первой всryпает в игру та команда, на стороне которой упадет мяч. Начинается перестрелка. Каждая команда сlремится осЕцить мячом игроков другой команды. Осаленные идут за линию плена (на сторону противника). Играющие не имеют права переходить за среднюю линию на поле противника. Игрок не считается ос€UIенным, если он поймает мJIч Еа лету, а также если мяч попадет в него отскочив от земли. Бегать с мячом и задерживать его в руках не разрешается. При нарушении правил мяч передается другой комаЕде. Пленных можно вырr{ать. Дя этого надо перебросить мяч пленному (через поле противника) так, чтобы он поймал его, не переходя линию плена. Тот, кому это удается, считается освобожденным и возвращается на свое место. 40 прtъцоlсенuе 3 Техника безопасности при проведении занятий секции <Юный баскетболпсп> 1.Общие требования безопасности 1.1. Проведение влажной уборки перед каждым занятием. 1.2. Проверка формы на соответствие требований СанПин. 1.3. Беседы с техники детьми о безопасном поведении во BpeшI занятий и соблюдении безопасности при выполнении заданий, упражнений (в соответствии с содержанием занятия). 2. Требования безопасности во время занятий. 2.1 . Строгое выполнение правил поведения и указаний инструктора. 2.2.Не допускать нарушений правил техники безопасности: не наталкиваться во время бега, выбирать безопасное место при выполнении задания подальше от острых предметов (скамейка и т.д.), не драться, стелить по необходимости под оборудование мат (если выполняют лазание, прыжки на баryте, раскачивание на копьцах с послед},ющим соскоком). 2.3. Осуществлять контроль за самочувствием детей, обращаrI внимание на признаки переутомления на протяжении всего занJIтия. 2.4.При обнаружении утомления сЕизить нагрузку, провести дыхательные упражнения. 2.5. При плохом самочувствии ребенка прекратить занятие, сообщить родителям 3. Требованпя безопасности в аварийных ситуацпях. 3.1. Если ребенок получил травму, прекратить занятие, оказать первую помощь и сообщить родителям. 4. Требованпя безопасностп по окончании запятия 4.1. После окончания занятиJI, убрать спортивное оборудование и инвентарь на место. 4.2. Переодеться и помыть руки. 41